Виды ГБО
С момента своего появления на рынке, газобаллонное оборудование прошло довольно долгий путь развития, который принято делить на несколько важных этапов, связанных с появлением в конструкции ГБО тех или иных важных технических усовершенствований. Основываясь на данном критерии, все существующие на сегодняшний день системы питания принято делить на пять поколений:
ГБО первого поколения
Оборудование представляет собой систему с механической дозацией топлива и вакуумной системой управления. Газовый редуктор для такой системы изначально был вакуумным, где роль запирающего элемента в разгрузочной камере выполняла вакуумная мембрана. При запуске двигателя создающийся вакуум стимулирует открытие редуктора, при отключении двигателя вакуум исчезает и редуктор закрывается.
Несколько позже стали выпускать ГБО первого поколения с электронным редуктором, в котором запорный механизм был модернизирован. В первом поколении лямбда-зонд отсутствует и устройство оснащается обычным газовым смесителем. ГБО первого поколения по-прежнему достаточно широко используется в карбюраторных и инжекторных транспортных средствах.
ГБО второго поколения
Это оборудование по-прежнему является по большей части механической системой, однако дозировка топлива уже производится посредством электроники. Такой дозатор связан с датчиком концентрации кислорода и является более точным, по сравнению с механическим устройством, характерным для первого поколения ГБО. Здесь тоже установлен типовый газовый смеситель с определителями газа, однако в конфигурации оборудования уже присутствует лямбда-зонд, а также нейтрализатор и катализатор (нейтрализатор отработанных топливных газов).
Второе поколение ГБО гораздо сложнее и интеллектуальнее по сравнению с первым. Здесь поддерживается постоянство состава воздушно-газовой смеси. Такой контроль в системе осуществляется посредством лямбда-контроллеров, которые в зависимости от уровня сигнала лямбда-зонда и датчика оборотов, а также положения заслонки дросселя стабилизируют состав смеси в переходные моменты работы мотора.
В ГБО второго поколения продуман экологический аспект. Однако уровень токсичности при работе такого двигателя соответствует уровню требований ЕЭК ООН, которые существовали до 1996 года (Евро-1). Модернизированные ГБО 2-го поколения с дискретным контролем приближаются к нормам Евро-2, которые считаются также устаревшими сегодня. Поэтому, хотя такие системы все еще довольно часто можно встретить на инжекторных автомобилях страны, однако ГБО последующих поколений постепенно вытесняют их.
ГБО третьего поколения
Эти системы радикально отличаются от предыдущих типов, прежде всего дискретной подачей горючего в отдельные цилиндры. Для этого был разработан газовый инжектор – принципиально новое дозирующее устройство. Такой прибор способен осуществлять одноуровневый контроль дозы потребляемого газа посредством электронного устройства. Таким образом, в новой системе дозирования топлива механическим остается лишь комплекс форсунок, через которые топливо поступает в коллектор. Открытие форсунок происходит за счет повышения давления в системе подачи топлива.
Несмотря на такие новшества, назвать ГБО третьего поколения эффективными сегодня сложно: контроль за составом и концентрацией воздушно-газовой смеси в этих системах происходит в замедленном режиме и устранить эту проблему можно только посредством ускорения работы распределителя порций газа, что невозможно в принципе.
Третье поколение ГБО не способно пользоваться информацией с бензинового контролера (топливные карты, вычислительные мощности), оно получает эту информацию автономно, что требует дополнительного времени и ресурсов. Эти устройства полностью соответствовали нормам Евро-2, однако на сегодня введены новые требования к экологичной безопасности. Установка этого оборудования на автомобили имеет ряд особенностей, в частности предполагает монтирование эмуляторов форсунок и лямбда-зонда. Учитывая высокую стоимость этого ГБО, неудивительно, что оно практически перестало использоваться сразу же после появления газобаллонного оборудования следующего поколения.
ГБО четвертого поколения
ГБО четвертого поколения считается наиболее совершенным оборудованием, существующим на данный момент. Разработчики продумали и устранили большинство проблем, характерных для систем предыдущих поколений. Здесь, как и в третьем поколении, установлена система дозировки топлива, индивидуальной для каждого цилиндра. Впрыскивание газа синхронизировано и осуществляется посредством тех же форсунок возле входных клапанов на цилиндрах. В этих системах доработан контролирующий электронный блок и много других нюансов.
Системы ГБО четвертого поколения сегодня наиболее популярны в Европе и на территории постсоветского пространства.
ГБО пятого поколения
Эти системы должны были прийти на смену предыдущему поколению. Пятое поколение планировалось сделать универсальным для всех инжекторных машин, токсичность их работы соответствует ныне существующим экологичным нормам Евро-4, они без конфликтов работают со всеми основными типами существующих бортовых систем автомобилей.
Принципиальное структурное отличие этого оборудования от предыдущих поколений – использование газа в жидком агрегатном состоянии. Именно в такой фазе газ поступает в цилиндры двигателя. С помощью специального накачивающего прибора, в процессе работы осуществляется постоянная циркуляция газа из баллонов через форсунки клапана и назад в баллон. Форсунки в системе ГБО пятого поколения – электромагнитные. Максимально задействовано штатное оборудование автомобиля. Тут уже нет автономного создания топливных карт – используется информация штатного бензинового контроллера. Тот же бензиновый контроллер используется и для определения порции впрыскиваемого газа.
В новом ГБО казалось бы продумано все: соответствие новейшим экологичным нормам, возможность мгновенного запуска мотора при минусовых температурах, устранение перерасхода топлива и потерь в мощности. Однако существует три изъяна, которые делают использование этих уникальных систем нецелесообразным в условиях нашей страны: высокие требования к чистоте газа, сложность в конструкции и минимальная возможность эффективного ремонта в случае поломки.
Именно эти факторы стали причиной того, что у нас пятое поколение ГБО так и не получило широкого распространения, и популярным по-прежнему остается оборудование четвертого поколения, которое считается менее сложным и более надежным в эксплуатации.
Смотрите также: преимущества ГБО